Администрация Калининского сельского поселения Калининского района

официальный сайт 

Калининское сельское поселение

 
Свято-Богоявленский Храм
Глава


Глава Калининского сельского поселения 





Увеличение
Версия для слабовидящих

Меню сайта

Поиск по сайту

Форма входа

Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Статистика
.

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Калининская
















Официальный интернет-портал правовой информации

Приветствую Вас, Гость · RSS 22.07.2018, 10:05

СВЯТО - БОГОЯВЛЕНСКИЙ ХРАМ

 

           Духовной основой казачества всегда была Православная Вера. Черноморцы – наследники запорожских казаков отличались особой религиозностью и приверженностью к Православию. Практически они возвратили христианство на те земли, где оно появилось гораздо раньше крещения Киевской Руси и откуда принес  его на Киевскую  землю Андрей Первозванный.

       Забота о Вере у казаков стояла на первом месте. Уже при выборе места для своего поселения они думали не только о выгодном стратегическом положении куреня, но и  выбирали  самое красивое  и самое открытое место, и  на нем, прежде всего, возводили церковь. Царским указом предписывалось неукоснительно соблюдать нормы строительства церквей. На каждую церковь должно было приходиться не менее 100 дворов из расчета по 4 души мужского пола на двор.

Церковь сливалась с войском и духовенство составляло нераздельный с остальным казачьим сословием элемент. Первые священники назначались из числа достойных.

       Не бывало наследства, самого скромного, из которого бы  какая-нибудь часть не поступала в церковь. Казачьи церкви и монастыри отличались величием архитектуры и внутренним благолепием. Казаки Поповического куреня вносили свой  вклад в обустройство и украшение святых обителей.

Так в 1769г. Казак Поповического куреня Софроний подарил в Киево-Межигорский  монастырь крест кипарисный, оправленный в серебро, с серебряным пьедисталом. Надпись: « Крест отменил  (отказал) казак Поповического куреня Софроний 1769 года в  Межигорский монастырь».

Из донесения Черноморского войскового правительства войсковому атаману Котляревскому  от 16 декабря 1797 года следует: « Дошло сему правительству к сведению, что нужно вашему высокоблагородию знать, сколько в войске заложено и в какие наименования церквей, равно и посвящено  священников, для того Черноморское правительство, сочинив как о церквях, так и о священниках список, к вашему  высокоблагородию к должному рассмотрению при сем  препровождает. Список церквей и священников: …В Поповическом – Богоявления Господня,  во оной священник Стефан Твердомед.

       …В Величкивском – святые Великомученицы Варвары, во оной священник Иван Сулима.

       В 1809 году, спустя 2 года после переселения Поповического куреня церковь была разобрана и речным путем на баржах переправлена на новое выбранное место у реки Понура. Строительство обошлось в 8 200 рублей серебром, собранных « от  доброхотных  приношений». Бытует легенда, что церковь была перевезена на Кубань из Запорожья. Но эта версия является спорной. Перевозка сухопутным путем потребовала бы больших затрат, а обоз мог растянуться на многие версты. Не проще ли было срубить церковь на месте, тем более что основным строительным материалом является кавказская лиственница. Так как казаки пришли на Кубань морским путем, то, естественно, взять все церковное имущество не было возможности.

       Спустя некоторое время в Запорожье был все-таки отправлен обоз за церковной утварью. Дорога оказалась трудной. В пути казаков застала суровая зима. Люди болели и умирали, многие из них больше не переступили порог церкви, не прикоснулись к святым образам. Светлая им память.

        В  1855 году было построено новое здание станичной церкви во имя Богоявления Господня.    Обошлось оно  в 9 714 рублей 30 копеек серебром, собранных по раскладке с жителей станицы и от доброхотных приношений. Церковь была деревянной, но на кирпичном фундаменте.

        В 1878 году в церкви был устроен правый предел во имя апостола Матвея, а в 1900 году левый, во имя великомученика Пантелеймона. Справа перед входом в церковь в 1884 году была построена сторожка. Она является редким для западных районов Кубани конца XIX века образцом деревянного круглого дома. Постройка срублена из пластин, соединенных по углам в замок, на кирпичном цоколе. С трех сторон, кроме западной, дом опоясывает традиционная для кубанской хаты галерея, крытая большими, опирающимися на деревянные столбцы, свесами четырехскатной крыши с металлической кровлей.

        В 1910 году в России проводилась страховая оценка церковного имущества. В июле того же года специальная комиссия, в состав которой входили: временно на должности благочинного третьего округа священник Петр Матвеев, священник Федор Дудкин, священник Владимир Орлов, священник Андрей Твердовский, дьякон Григорий Лаванов, псаломщик Петр Головин, псаломщик Дмитрий Богатырев, церковный староста Егор Женило, представители от прихожан Федот Галат и Кондрат Бублик произвели описание и оценку строений, принадлежавших Богоявленской церкви станицы Поповической, относящейся в это время к третьему благочинному округу Ставропольской епархии. Комиссия зафиксировала, что "Богоявленская церковь – деревянная, на кирпичном фундаменте, снаружи обшита тесом и покрашена масляной краской, таковою же краскою окрашена и внутри, покрыта железом, окрашенным зеленою масляною краской. Длина церкви, считая и колокольню, одиннадцать саженей и два аршина (24 м 85,24 см), наибольшая ширина одиннадцать саженей и один аршин (23 м 43 см), высота до верха карниза две сажени и один аршин (4 м 97,12 см). На церкви имеются три большие главы и одна малая (над алтарем). Окон больших двадцать семь, дверей наружных, створчатых, обшитых железом – четверо, а внутренних – пять. Иконостас длиною одиннадцать саженей и один аршин (24 м 14,12 см), высотою четыре сажени и два аршина (9 м 94,24 см). Колокольня в три яруса, общая высота до верха карниза четыре сажени и два аршина (9 м 94,24 см)”. Далее в документе отмечается, что церковь, построенная в 1855 году, сохранилась хорошо. Вместе с иконостасом и колокольней стоимость церкви определена в 20 000 рублей.

        Церкви принадлежало  180 десятин земли, которые сдавались по 13 рублей за десятину. Кроме того, она имела 143 десятины причтовой земли. Причт состоял из двух священников, одного дьякона и двух псаломщиков. Церкви также принадлежала деревянная лавка. Вода из колодца, выкопанного вблизи церкви и сохранившегося до наших дней, славилась на всю округу. При открытии памятника Запорожским казакам в станице Тамань 5 октября 1911 года, депутаты от станицы Поповической атаман Авраам Стиба и старший урядник Иван Панченко привезли с собой бочонок с водой из этого колодца. За водой выстроилась длинная очередь, а отведавшие хвалили ее великолепный вкус.

        Славой и преданиями овеяны стены Свято – Богоявленского храма. Здесь казаки давали клятву не щадить своей жизни за Веру, Царя и Отечество. Здесь же, в храме, хранились трофеи и реликвии, добытые в боях. И при входе слева и справа от алтаря были увековечены имена офицеров и казаков станицы. Среди них – сотник Григорий Табанов – погиб в сражении с черкесами в 1828 году; есаул Иван Луценко – погиб в сражении с черкесами в 1851 году, урядник Василий Каракай – погиб в сражении с черкесами в 1854 году; казаки Остап Бровченко, Исай Видложенко, Иван Половый, Даниил Рисса, Иван Лейтадра, Григорий Мартынец, Василий Степанченко, Степан Ветренко, Михаил Белый, Сазон Рудый, Корней Лоб, Павел Друшлек, Прокофий Кравец, Тимофей Савченко, Зосим Шульяженко, Дмитрий Махиня, Никита Солоный – погибшие при штурме крепости Измаил в 1790 году; казаки Илья Бабенко, Иван Бабенко, Михаил Бабенко – погибшие в сражении с польскими мятежниками в 1794 году; казаки Дмитрий Казан и Семен Суходуб – погибшие при штурме Праги в 1795 году; казаки Яков Довгань и Даниил Кочерга – погибшие при защите Ново-Екатерининского кордона в 1803 году; казаки Ахим Ропай и Василий Щербина – погибшие в сражении с горцами под начальством войскового атамана Бурсака в 1804 году; казак Иван Кучир – убитый черкесами при охране станицы Поповической в 1807 году; казак Кирилл Бровченко – убитый черкесами в рейде за Кубанью в 1809 году; казак Яков Дьяченко, малолеток, убит черкесами при нападении на Петровский кордон в 1820 году. Трое суток двенадцатилетний Яша защищал хутор Терновый Ерик; казаки Иван Погрибный, Гавриил Видлог, Терентий Шпика, Иван Горобец, Семен Шпика, Никифор Шпика – погибли в сражении с турками за Дунаем в 1827 году; казаки Ефим Мандрыка, Захар Омельченко, Анатолий Омельченко – погибли при защите форта Навачинского на Черноморском побережье Кавказа в 1841 году; казаки Ефим Мандрыка, Степан Красношапка и Макар Гриценко – убиты при нападении черкесов на Павловский пост в 1849 году; казаки Трофим Ященко, Гурий Щербань и Григорий Фоменко – погибли при защите станицы Пашковской в 1870 году и многие другие.

        Мир праху верным сынам России, казакам станицы Поповической. Пусть Свято-Богоявленский храм станет им вечным памятником.

        Как складывалась история Богоявленской церкви в первые годы Советской власти проследить по документам, к сожалению, невозможно, так как архивные документы Кагановичского района за период с 1920 по 1942 годы полностью уничтожены во время стремительного наступления немцев в 1942 году.

        С середины 1920 года у церкви было отобрано право ведения метрических книг и эту функцию передали станичному Совету. В начале   30-х годов XX века церковь была закрыта и превращена в зернохранилище. Дьячевская Пелагея Александровна 1914 года рождения рассказывала, что к церкви подъезжали подводы с кукурузными початками, шляпками подсолнечника, женщины, крестясь и молясь Господу о прощении, очищали зерна и заносили готовую продукцию в алтарь.

        Осенью 1942 года на оккупированной территории станицы немцы открыли приход в Богоявленской церкви.

 

Церковнослужители Богоявленской церкви

 

        В 1797 году – Степан Твердомердов.

        В 40-е годы XIX века:

священники Лев Алексеев и Степан Рыбальский, дьякон Иван Павленко, дьячек Алексей Закревский, пономари Григорий Вехрицкий и Степан Коколевский.

        Сохранилась полугодовая ведомость от 1 июля 1843 года, составленная благочинным третьего округа.

 

 

Название чина, имя и фамилия                   Лета от роду                          Поведения

 

священник Лев Алексеев                                    23                                      хорошего

священник Стефан Рыбальский                       36                                      хорошего

дьякон Иван Павленко                                        32                                      доброго

дьячок Алексей Закревский                              18                                      порядочного

пономарь Григорий Вехрицкий                         28                                      похвального

пономарь Стефан Коколевский                         28                                      изрядного 

 

        В 60-е годы XIX века:

священники Федор Дудкин, Иван Парадиев, Андрей Михайловский, Иван Перевозовский, псаломщики  Патрикий Федоров (родился в 1841 году, умер в 1905), Павел Кондратов.

        В 80-е годы 19 века:

священники Федор Дудкин, Иван Перевозовский, псаломщики  Филипп Кондратов, Патрикий Федоров.

        В 90-е годы 19 века:

священники Федор Дудкин, Григорий Дьяченко, псаломщики  Филипп Кондратов, Патрикий Федоров, Петр Головин, дьякон  Николай Воробьев.   

        В 1900 – 1910 гг. в церкви служат священники Федор Дудкин, Василий Ключанский, псаломщики Патрикий Федоров, Петр Головин, Михаил Таганцев, Дмитрий Богатырев, дьякон Иван Лаванов.

        В 1910 – 1918 гг.:

священники Федор Дудкин (до 1914 года), Василий Ключанский (родился в 1851 году, убит большевиками в 1918 году), Владимир Орлов, Андрей Твердовский, дьяконы Г. Лаванов, Николай Соболев (родился в 1873 году, убит большевиками в 1918 году), псаломщики Петр Головин, Дмитрий Богатырев, Петр Славянский, Петр Колесников, Григорий Розанов, Николай Волоцкий.

        В 1918 году: священник Михаил Колесников, псаломщики Николай Волоцкий, Николай Студенецкий.

        В 1919 году: священник Александр Денисов, Алексей Кудрявцев.

        В 1920 году: священник протоиерей Петр Вишняков.

      

 

        После освобождения станицы советскими войсками церковь продолжала работать. Об этом свидетельствуют документы из фонда уполномоченного по делам Русской Православной церкви, в которой содержится список действующих церквей и молитвенных домов по состоянию на 1 июня 1945 года. В конце 40-х годов настоятелем церкви был священник В.Иванов. С августа 1948 года по июнь 1951 года – священник К.Партнов.

        В 1951 году, впервые за последние 30 лет проводятся работы по ремонту церкви. На церковном Совете 20 апреля 1953 года принимается решение силами прихожан обойти станицу и окрестные хутора с целью сбора средств на ремонт. Но этих средств было явно недостаточно и распоряжением по Епархиальному управлению №8141 от 14 августа 1956 года церковь закрывается. При финансовой поддержке Кубанской Епархии уже в ноябре 1957 года совершается малое освящение предела во имя Апостола Матвея. С июня 1951 года по февраль 1957 года настоятелем Богоявленской церкви был священник Павел Колосов, приложивший немало усилий для восстановления и ремонта церкви. С февраля 1957 года распоряжением Архиепископа Кубанского и Краснодарского Виктора настоятелем Богоявленской церкви назначается священник Захарий Медведев. В 60-е годы в церкви служили священники Павел Сидоренко и Антоний Герасименко. С 1967 года – отец Дмитрий Батехин.        

        С конца 1970-х годов -  отец Виталий Корольков, с 1984 года по 1989 год – отец Леонид Черных. Стараниями отца Леонида была перекрыта кровля, в основном оцинкованным железом, а колокольня и главный купол – алюминием, и проведено паровое отопление. Многое было сделано и при отце Валентине Голиковском: он провел освещение и заменил отопление на электрическое, заменил прогнившие доски, покрасил стены, восстановил цветной витраж вокруг колокольни и куполов, расчистил артезианский колодец. Кроме этого, деревянные ступени храма были заменены на бетонные.

        С 1993 года настоятелем Свято-Богоявленского храма является отец Георгий Черных. Стараниями отца Георгия электрическое отопление храма, ставшее очень дорогостоящим, заменено на газовое, магистральное, сделаны новые правый и левый притворы, заменены несколько несущих балок внутри храма, произведена покраска как наружных стен, так внутренних. В 1994 году отец Георгий организовал сбор средств на отливку колоколов. На деньги церкви, прихожан и казачества в г. Воронеже были изготовлены из красной меди с добавлением олова  шесть колоколов весом от 17 до 250 кг, общим весом 500 кг. На малой звоннице были установлены 5 колоколов. На главном колоколе, в верхней части имеется надпись: "Пойте Богу нашему, пойте Твердыне нашему, пойте”.

        В 2001 году за счет средств Богоявленской церкви и Калининского казачьего общества построена трапезная. Стараниями отца Георгия сделан новый резной иконостас из липы.

        В 1981 году Краснодарский крайисполком решением № 540 причислил Свято-Богоявленский храм к памятникам архитектуры краевого значения.

        Летом 2003 года Свято – Богоявленский храм по договору № 41-03 от 23.06.2003 года с Комитетом по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края передан общине верующих в безвозмездное пользование. И все-таки "белых пятен” в истории храма остается немало. По сей день неизвестны автор проекта и строители; ни в литературе, ни в архивных документах нет информации о периоде с 1920-х до 1960-х гг.; как удалось спасти храм от р

Ваш IP адрес: 54.196.38.114 Ваш браузер: Версия вашего браузера: